Статьи

Статья о "Северной Мистике"

Статья о
04.07.2014 05:06

«И впрямь диковинное место, словно заколдованное: лес тут на север глядит – лес черный, заросший мхом. Черна и топка здесь земля. Говорят, тут бродит нечистая сила. Грибы растут какие-то белесые, бесцветные, студенистые. И всегда здесь сумрачно, дико. Ни белки не слыхать, ни букашки, один черный лес кругом. Дети бояться ходить сюда, да и мужик войдет – перекрестится…» (Карел Чапек)

Север со своей романтикой давно притягивал в свои пенаты многих писателей и поэтов. Хотя за всей этой красотой яркого северного сияния скрыт глубокий и суровый реализм. Реализм, о котором писал Джек Лондон, где на первый план выходит извечный союз и борьба человека с природой.

Наша история – это история многочисленных кровавых войн со странами Скандинавия. Борьба за земли, богатства, что таятся в них, испокон веков разгоралась, как самый яркий костер. И я думаю, что только русские воины, по-настоящему,  знали на сколько сложно биться с кланами Северной орды. Они это испытали на собственной шкуре. Так или иначе, в любом из нас сидит солдат, у которого «сердце бьется в клетке первобытным диким зверем».

Я для себя решил так, когда вышел альбом «Северная мистика»: беру свою спортивную красную сумку, заряжаю плеер с этим альбомом и на пару деньков еду в родную деревню. В дороге у меня будет около двух часов, так что полностью смогу проникнутся смыслом и идеей альбома Bad B.

Почему именно так? Потому что только дорога, как нельзя лучше, помогает человеку приблизиться к истине.

Для порядка, вспомнил стихи: «Северное королевство мутит, мутит. Питерские формы нами крутят, крутят. Откуда начинается путь реки, реки? Мы создавали русский реп в каменном веке» - когда-то эти фразы звучали в устах ШЕFFa и Купера в одном из альбомов, подчеркивая одну из главных ролей группы Bad Balance в становлении отечественной хип-хоп культуры.

Позднее в своем сольном альбоме Влад Валом скажет: «Камни кидаю в город и наблюдаю…». Возможно, что это был намек на «Северную Мистику» 2014 года.

«Икарус» едет ровно, я смотрю в окно на пролетающие поля, леса, скромные и богатые деревенские постройки, вставляю наушники в уши и улетаю в мир нового альбомаBad Balance «Северная Мистика».

С трека «На север» начинаю понимать, что исключение «Северной Мистики» в отходе от «Каменного Леса» и «Города Джунглей» в мир иной – мир фэнтези, мир прошлого, мир сказки. В этом мире на первое место встают отношения с природой, что царит около нас, так и с природой внутри человека, постигая которую, приходишь к осознанию истины.

Весь свой творческий путь группа не скрывала своей любви к красному цвету, цвету своей особой веры и надежды, цвету революционных бурь и стихий. И здесь, на мой взгляд, дело не только в том, что в своем творчестве Bad B. открыто говорили о своих политических предпочтениях, но и в том, что они начинали «бомбить фирму» в красном Советском Союзе.

И в «Северной Мистике» эта традиция продолжается. Для человека, который умеет слушать, она звучит в устах Купера фразой – «Кровь – моя свобода, цвета красного рассвета».

А я все ехал и ехал. Альбом тем временем закончился, а сути я так и не понял. Начал снова с чистого листа, то есть сначала. Такое часто бывает – прослушал,    что-то понравилось, что-то нет, а смысла не угадал. В поп-музыке такого не бывает, такое есть только у хип-хопа и рока. Поэтому не удивительно, что эти два направления считаются самыми сложными с точки зрения поиска истины. Ведь и там и там на первое место встает душа человека, его менталитет, и даже судьба.

Север без волков, как охотник без ружья. В мифах разных стран к волкам относились по-разному. Где-то их принимали за злых существ, хотя по мне хищник всегда интереснее жертвы.

Однако, слушая песню «Волки», я думал о содержании. Ведь здесь подтекст-то совершенно другой. Здесь в большей степени речь идет о том, как создается произведение. Если следовать духу нашего времени, то стих, наложенный на музыку, имеет большее эмоциональное воздействие, чем стих без музыки. Об этом еще говорили Высоцкий и Окуджава. Может быть, это метафора ко всей рифматорике, когда новые стихи создаешь, словно гонишь в упряжке волков, а не собак, а музыкальные ритмы (хотя, если честно, мне больше нравится синоним «музыкальные обозы») всегда нужно «погонять палкой», так сказать для пользы дела.

Следуя своим, от части, украинским корням, Влад Валов невольно перефразировал сюжет «Вия» в песне «Лес, болото». Интересно, как он относится в целом к творчеству Гоголя того периода, хотя в своем треке «Рэп эмблема» он высказал следующее – «как в неизданном рассказе Гоголя меня несет гондола».  Мотивы перекликаются: ведьма, нечистая сила, что имеет свою власть лишь до первого крика петуха, злые духи. Потом там идет перекличка со скандинавской мифологией: Бог Один, викинги и другие представительства их прекрасной культуры.

А самое главное, что мне понравилось в этой композиции, так это упоминание «королев ночей». Не берусь утверждать на сто процентов, но, возможно, это дань памяти трем певицам «Белого Шоколада»: Маруси (царствие небесное), Секси Лии и Лерики. Хороша метафора про них – «смертных любили, раздирая в клочья». Здесь тоже нужно видеть между строк, зная то время, когда толпы фанаток готовы были, фигурально выражаясь, «съесть или разодрать от страсти» участников группы Bad Balance (как парфюмера в известной книге и фильме).

Хотя в этой теме есть еще более глубокая истина – это уважение к природе. Сюжет нарисован так, что «духи не прощают тех, кто ее оскорбляет».

Вот об этом думал мой разум при прослушивании альбома. А дорога продолжала лететь вдаль.

Улыбнулся, когда дошло до «Друидов». Все дело в том, что некая считалочка «раз, два, три» часто повторялась в творчестве группы, а точнее автора ШЕFFа. Например, в «Каменном Лесе» в песне «Отвечай за слова» был припев: «На раз, два, отвечай за слова, на три, четыре – оставайся с нами в деле!». Или в сольнике ШЕFFа - ПРЕМИУМ в треке «Мастера» - «Раз, два, - это мастера!».

Но все это лирика, а если глубже понимать, то я полностью согласен, что в лесах живут свои добрые и злые духи. И даже в современном мире до сих пор есть охотники, которые приносят дары своим духам. Да и вообще природа – это живое существо. Наиболее ярко эта идея развита в «Аватаре» у Кэмерона. И то, что Bad B. называет ее матерью, в который раз говорит, что музыканты понимают и уважают свои корни.

До знакомства с альбомом я посмотрел клип «Берсерки». В принципе, это единственный трек, где читает Al Solo. Точно так же в  «Криминале 90-х» только в одной из композиций читал Купер. Это загадка, плохой баланс или равновесие?!

Мистика всегда связана с понятиями Луны, тумана, особыми говорящими узорами на телах, животными, имеющими священный статус для разных народов, ну и, конечно же, камнями. Последние ученые всех стран изучают с особым рвением. А если подумать, сколько еще всего загадочного скрыто под ними.… Узнаем ли мы это когда-нибудь? Один Бог знает, но молчит.

В свое время у Купера были продуманные стихи, обращенные в музыку, начиная от «Хардкора» и «Иноречия» до «Стопроцентной резины». Тяга к восточной культуре и религиозной восточной правде сделала его одним из главных реперов Санкт-Петербурга вместе с ди-джеем 108-м, в доказательство – «Дорого на Восток». 

В «Голосе Кентавра» он по-прежнему остается «питерским бродягой» с интересным и мудрым стилем. Практически в каждой букве чувствуется его неиссякаемая любовь к родному Питеру. Мне сразу приходит на ум знаменитая композиция «Питер, я – твой!», в основе которой лежит сюжет, когда ШЕFF едет к своему другу Куперу в Санкт-Петербург. Да, «уличный философ» Купер прав, намекая не только на свой стиль, но и на стиль всех настоящих реперов – «мой стиль не телка, его не нужно лапать». А то сейчас стало полно «читарей», что равняют правильный хип-хоп с откровенный попсой. Лезут в зад шоубизнеса за деньгами и славой, путая хорошую культуру с ширпотребом.

Уже близка к окончанию моя дорога, что приводит меня к дому под песню «Боги россов». Уже давно для меня Бог и совесть идентичны. И если совесть сыта, человеку спокойно на душе. Но я не хочу, чтобы все закончилось, и Боги стали сыты. Ведь грешников на Земле еще столько же, сколько камней.

Да, может быть, герой Быкова в известном советском фильме «В бой идут одни старики» и прав, говоря, что «все приходящее, а музыка вечна». Я еще до конца не разгадал «Северную Мистику», но у меня еще столько времени впереди. Будет другая дорога, а истина… где-то рядом.

Меня, «блудного сына» встречала мать и друзья. Я рад, что снова оказался дома.

Денис Сиков